Цель дисциплины – сформировать у студентов понятие о предмете дифференциальной психологии и ознакомить с содержанием классических и современных теорий индивидуальных различий. Попутно, на примере этих теорий, студенты знакомятся с основными экспериментальными моделями исследований в этой области. Первоочередными задачами курса является изложение основных зарубежных и отечественных теорий темперамента, характера, структуры способностей человека, его интеллекта, креативности, типологических особенностей.

С одной стороны, дифференциальная психология изучает причины и закономерности возникновения и развития индивидуальных психологических особенностей, что отражает задачи научного объяснения существования индивидуальных различий. С другой стороны, ее задачей является классификация психологических признаков, их дифференциации и типологизация, что делает дифференциальную психологию основой психодиагностики. В соответствии с этим в задачу курса входит 1) ознакомление студентов с разнообразными теориями происхождения индивидуальных различий и 2) с конкретными методами их обнаружения и измерения.

Место курса в основной образовательной программе

Несмотря на традиционное тяготение отечественной школы психологии индивидуальных различий к поиску их  причин  в  нейрофизиологических механизмах (что по сути является задачей дифференциальной психофизиологии),  дифференциальная психология имеет свой специфический предмет и методы  исследования.  В  качестве  специфического метода дифференциальной психологии выступают методы психодиагностики и психологический  эксперимент. Предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные психологические различия между людьми, традиционно относимые к области темперамента, характера, мотивации и способностей. 

Методологической основой курса является: 1) представление о психике как высшем уровне  интеграции  и  регуляции поведения,  что  определяет  несводимость психических проявлений к физиологическим механизмам и закономерностям; 2) учение о развитии высших психических функциях как основа понимания специфики историко-культурной эволюции человека,  в том числе и процесса закрепления индивидуальных особенностей; 3) рассмотрение предмета психологии индивидуальных различий как определившегося  в рамках механистического этапа становления психологии личности (человек как объект стандартизации и управления), и потому не дающего полного представления о механизмах развития и существования личности.

Содержание курса  опирается и углубляет некоторые разделы курса «Общая психология». Дисциплина связана с курсом «Психология личности». Знания, полученные по дисциплине «Дифференциальная психология» используются в курсе «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования».

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся.

Студенты должны освоить содержание курса «Общей психологии».

Требования к освоению курса дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 - способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);

 - способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-8);

 - способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9).

Студент должен знать:

 · различные подходы  к  определению  предмета психологии личности;

 · различные экспериментальные модели исследований в области психологии индивидуальных различий;

 · классификацию индивидных свойств человека;

 · классические и современные теории темперамента;

 · классические и современные классификации характера;

 ·  классические и современные теории интеллекта;

 ·  конкретные результаты научных исследований в области психологии темперамента, характера и способностей;

 ·  закономерности влияния индивидуальных различий на  протекание  деятельности,  процесс  усвоения знаний,  адаптацию человека и отклонения в поведении.

 ·  знать способы выявления психологических типов, возможности и ограничения разных видов методик их диагностики.

 ·  знать способы консультирования  с учетом индивидуально типологических особенностей в разных ситуациях практической работы.