Цель изучения дисциплины: учебная дисциплина «Зоопсихология и сравнительная психология» предназначена для изучения студентами, обучающимися по направлению - «Психология» и имеет целью ознакомление студентов с основными проблемами зоо и сравнительной психологии: общей характеристикой психической деятельности животных, развитием психической деятельности животных в онтогенезе, эволюцией психики и основными положениями социогенеза.
Задачи учебной дисциплины:
Задачи, решаемые в процессе освоения студентами учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология», нацелены на освоение минимально необходимого комплекса знаний и умений.
В результате успешного освоения модулей и тем учебной дисциплины студенты должны
- знать: закономерности отражательной природы психики, ее развития в филогенезе, содержание, структуру и особенности взаимосвязи психики и поведения животных, соотношение врожденного и приобретаемого прижизненно в индивидуальном развитии поведения и общения, особенности психической деятельности в пре-, постнатальном и ювенильном периодах развития поведения животных, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека;
- уметь: характеризовать основные факты психической активности, игровой и познавательной деятельности животных и человека, осуществлять сравнительный анализ эволюционного развития их психики, интерпретировать наблюдаемые феномены врожденных и приобретенных форм поведения животных с позиций принципа системности и детерминизма психических явлений, иллюстрировать действие внутренних и внешних факторов инстинктивного поведения;
- иметь опыт: описания и разъяснения процессов научения, тренировки и дрессуры животных, ведения диалога по основным проблемам зоопсихологии и сравнительной психологии, работы с источниковой базой.
Содержание представленных в программе модулей и тем учебной дисциплины построено в соответствии с ГОСом высшего профессионального образования и предполагает наличие у студентов общебиологические знаний, а также философских представлений о филогенезе и онтогенезе животного мира, психики живых существ. Учебный материал курса имеет логическую и содержательную связь с другими учебными дисциплинами и курсами специализации: общей психологией, психогенетикой и психофизиологией, антропологией, анатомией и физиологией ЦНС, физиологией ВНД и сенсорных систем. Дидактические единицы курса представлены в содержании модулей и тем программы. Предлагаемая литература призвана способствовать процессу самообразования студентов в ходе самостоятельной работы.
Всего для изучения учебной дисциплины отводится 2 зачетные единицы. Промежуточной формой контроля по учебной дисциплине выступает тестирование студентов, а итоговой - проведение зачета без оценки.