Цель курса - сформировать у обучаемых основы психолого-педагогического профессионализма и выработать готовность к осуществлению педагогической деятельности и воспитательной работы и в ходе преподавания психологии, как учебной дисциплины.

Задачи курса:

­ сформировать представления обучаемых о сущности и содержании методической работы преподавателя и особенностях её проведения в ходе преподавания психологии;

­ сформировать представление о роли и месте психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов и педагогов;

­ ознакомить обучаемых с основной нормативно-правовой базой, регулирующей профессиональную деятельность преподавателя психологии в средней и высшей школе;

­ ознакомить обучаемых со спецификой содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины;

­ подвести обучаемых к решению задач, связанных с преподаванием предмета «Психология» в средней и высшей школе;

­ сформировать первичные навыки и умения обучаемых по подготовке, организации и проведению основных форм занятий по психологии (лекция, семинар, практическое занятие и т.д.);

­ сформировать опыт самоорганизации деятельности в должности преподавателя психологии в средней и высшей школе.

Место курса в подготовке специалиста.

Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «Психология» согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Освоение дисциплины предполагает формирование и выработку навыков и умений практической работы преподавателя (учителя) в рамках преподавания психологии в средней и высшей школе и проведения психологического просвещения среди населения. Преподавание дисциплины должно осуществляться в тесной взаимосвязи с курсами «Психология развития и возрастная психология» и «Педагогическая психология», раскрывая и подчеркивая место дисциплины в системе психолого-педагогического знания и в структуре практической деятельности психолога.

Достижение обучаемыми требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путём проведения различных видов занятий. Теоретическая часть дисциплины изучается в виде лекций, семинаров и самостоятельной работы. Прикладная часть дисциплины отрабатывается в ходе практических занятий, направленных на формирование основных умений и навыков преподавания психологии. 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-10);

способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

В результате изучения курса студенты должны

иметь представление:

­ о роли и месте психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов;

­ об основных нормативных актах, регулирующих методическую деятельность преподавателя и психолога;

­ о таксономии учебных задач по психологии как средстве формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания;

знать:

­ специфику содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины;

­ средства и способы методического обеспечения деятельности преподавателя психологии в ходе подготовки к проведению занятий;

­ содержание и особенности организации и проведения методической работы на кафедре и в ВУЗе;

­ средства и способы организации педагогического взаимодействия в ходе передачи содержания образования в рамках (проведения занятий) преподавания психологии в средней и высшей школах;

уметь:

­ организовывать и проводить занятия по психологии в высшей и средней школе, на которых эффективно использовать основные способы и формы организации продуктивных взаимодействий в процессе преподавания психологии;

­ разрабатывать основные направления и определять психологические условия эффективного формирования мотивации учебной деятельности;

­ пользоваться методами оценки степени достижения образовательных целей и уровня усвоения учебного материала обучаемыми в ходе преподавания психологии;

­ осуществлять планирование своей деятельности и организовывать работу по самосовершенствованию;

­ пользоваться основными приемами образовательного воздействия на обучаемых;

иметь опыт (навык):

­ подготовки и проведения основных форм учебных занятий по психологии в средней и высшей школе;

­ обобщения передового опыта методической работы по подготовке и проведению занятий по психологии;

­ самоорганизации деятельности в должности преподавателя психологии.